Coldünya: «Растопить музыкой холодный мир»
У себя на родине, в Баку, Coldünya — группа №1. У нас же о флагманах азербайджанского рока, к сожалению, пока еще очень мало знают. Но это — вопрос времени, так как думающий российский слушатель сейчас живо интересуется всем, что лежит за пределами «формата», в том числе и на соседних языковых территориях.
Интерес к этнической музыке растёт сегодня во всем мире. Разбираться в национальных музыкальных традициях, слушать и понимать «музыку народов мира» считается признаком образованности, культурности, хорошего тона. Это тот счастливый случай, когда модные тенденции являются и подлинно прогрессивными, нацеленными на поддержание и воссоздание национальных и общемировых ценностей. Тема «возврата к корням» актуальна и у нас. За «старейшинами» — «Калиновым Мостом», Инной Желанной и Farlanders, Иваном Смирновым, Сергеем Старостиным поднимается новая генерация музыкантов, интерпретирующих русский фольклор на ниве рока, поп-музыки и электроники: «Иван Купала», «Разнотравие», «Малер и Я», «Белый острог», Пелагея, «Волга» и др. Фольклор возвращается со сцены, из записей, из радиоэфира и телеэкранов в жизнь, перестает быть экзотикой.
Но вот вопрос: насколько в России известны рок-коллективы из бывших братских республик, интерпретирующие в своем творчестве национальные традиции? Навскидку: «Вопли Вiдоплясова» и «Океан Ельзи» из Украины, «Здоб Ши Здуб» из Молдовы, может быть, кто-то назовет грузинский «Инсайт»… Есть, конечно, весьма (и заслуженно) популярные «Дети Picasso», обращающиеся к древним пластам армянской музыки, но эта группа «родилась» в Москве, а потому и путь её к русскоязычному слушателю был куда короче. С каких бы позиций ни оценивать распад Союза, процесс дезинтеграции годами налаживавшихся культурных связей позитивным не назовешь. Молодые российские слушатели порой не представляют, что рок-жизнь есть и за пределами их теперь уже не такой огромной, но по-прежнему многонациональной страны, на территории так называемого ближнего зарубежья.
Но она есть, эта рок-жизнь, и она продолжает порождать феномены, удивляющие своей яркостью и оригинальностью (в особенности на фоне серости и гомогенизированности т. н. «русского рока»). Доказательство тому — талантливая и высокопрофессиональная группа Coldünya из солнечного Азербайджана, которая недавно записала свой третий альбом под названием «Мектуб».
Бакинскую группу Coldünya в Москве можно было слышать и видеть в 2000 году на фестивале «Рок-держава» — одном из немногих мероприятий, ставящих своей целью поддержку и развитие общего рок-пространства. Фестиваль стал удачной стартовой площадкой сразу для нескольких ныне весьма известных коллективов: это и днепропетровский «Я и друг мой грузовик», и те же «Дети Picasso«. В ряду участников, среди которых были Инна Желанная, «Седьмой город», «СерьГа», Tequilajazzz (Москва), трио Ладо Бурдули, «Инсайт» (Грузия) и др., прекрасно смотрелась виртуозная и эмоциональная этно-фьюжновая Coldünya. К сожалению, с тех пор Москву Coldünya своими приездами не баловала. Теперь настало время возвращения: с новым материалом и на новом уровне.
Краткая историческая справка
Дата образования: 24 мая 1990 года
Состав:
- Теймур Надир — вокал, фортепиано, гитара (в группе со дня основания)
- Ровшан Керимов — акустическая гитара, электрогитара (в группе со дня основания)
- Айдын Гаджиев — контрабас, губная гармоника (в группе с 1993 года)
- Самир Джафарли — ударные, клавишные (в группе с 1993 года)
Стиль — этно-прогрессив/арт/фьюжн
1990
Группа, основанная родными братьями Теймуром и Ровшаном Керимовыми, начинает репетировать на базе Экономического университета. В раннем репертуаре — каверы Beatles, но вскоре команда переходит к собственному творчеству.
Теймур Надир: «У меня два образования — факультет теории музыки Бакинской консерватории и экономическое. Учился параллельно. Я всю жизнь хотел быть музыкантом, а родители были против. У меня отец экономист, профессор, доктор наук. Семья достаточно зажиточная, никто не хотел, чтобы первенец стал музыкантом. Меня устроили в экономический, естественно, я сдавал экзамены, но, признаюсь честно, учился только благодаря протекции отца. А в консерваторию я поступил сам, первый год родители вообще не знали, что я там учусь. Как удавалось скрывать? Мы взяли репетиционную базу в Экономическом университете, и когда отец спрашивал: «Ну как, сын на занятия ходит?», — ему отвечали: «Да мы каждый день его видим!». А мы там просто лабали. Потом все выяснилось, но было уже поздно».
Кстати, Надир — это имя отца Теймура. В переводе с азербайджанского оно означает «редкий», с грузинского — «охотник».
1996
Октябрь. Coldünya записывает свой первый альбом «Nota Bene» и снимает первое видео на песню «Волшебник» («Sehirbaz»). С сентября 1996 по июль 1997 года композиция «Sehirbaz» транслируется по радио ANS и показывается по телеканалу ANS.
Октябрь-ноябрь. «Sehirbaz» в течение двух недель крутится на лондонском «Top of pops BBC» (ведущий — Сева Новгородцев) и занимает почётное 7-е место в хит-параде ВВС. Затем ВВС переиздает малым тиражом (1000 штук) и сам альбом «Nota Bene». Продюсер Дагги Даглас приглашает группу в Лондон. Однако поездка срывается из-за финансовых проблем.
«Нам выслали приглашение. Но англичанам не объяснишь, что у нас нет денег на самолет. Одна местная компания взялась нам помочь за промоушн. И все было уже готово, но сорвалось, потому что некий человек положил себе деньги в карман. К сожалению, у нас в Баку это в порядке вещей».
1997
Май. Московский продюсерский центр «Бедные люди» приглашает группу в Москву, но поездка вновь срывается из-за финансовых проблем (что неудивительно, учитывая название центра — прим. Е.С.).
Август. Coldünya снимает своё второе видео на песню «Влюблённый и обманутый» (музыка принадлежит перу баранщика Самира Джафарлы), которое крутится на телеканале ANS.
Август-сентябрь. Оба видео группы транслируются на грузинском телеканале «Rustavi-2» с целью подготовки грядущих концертов Coldünya в Тбилиси.
Сентябрь. Группа принимает участие в открытом Международном Рок-фестивале «От свободы масс-медиа к свободе личности», который проводит ТРК «Рустави-2» в Центральном парке Тбилиси (аудитория более 7000 человек).
1999
Май. Радиокомпания Azad Azerbaijan записывает и запускает в эфир новый сингл Coldünya — блюз "Кяш ки биляйдим…". На эту же песню группа снимает свое третье видео. Coldünya дает интервью Национальному телевидению (канал AzTV-1). В Бакинском национальном парке группа проводит бесплатный концерт, посвященный Дню независимости Азербайджана (аудитория свыше 3000 человек).
Август. Coldünya делает демо для своего второго альбома на студии радиостанции Azad Azerbaijan.
«Второй альбом практически не издавался, валялся по бакинским радиостанциям, никто его особенно не крутил. Там неважное сведение, он был записан за три дня. Но это была попытка сделать серьезную музыку».
Сентябрь. В эфир Azad Azerbaijan выходит получасовая передача, посвященная творчеству Coldünya.
Октябрь. Coldünya — единственная азербайджанская группа, приглашенная Британским советом для участия в бесплатном концерте на Фонтанной площади в рамках Дней британской культуры (аудитория 5000 человек).
Декабрь. Coldünya играет бесплатный концерт на Фонтанной площади на Рождество (3000 человек).
2000
В январе 2000 года Coldünya входит в пятерку лучших групп Азербайджана по опросу Национального Общественного комитета «Гранд», учреждённого при содействии различных гуманитарных и культурных фондов, как местных, так и иностранных.
Февраль. Прямой эфир с Coldünya на волнах Azad Azerbaijan.
Март. Coldünya в числе других звезд азербайджанской поп- и рок-музыки принимает участие в бесплатном концерте на Фонтанной площади, посвященном празднованию Новруза (приблизительно 10000 человек).
Май. Известный азербайджанский композитор Вагиф Герай-заде приглашает Coldünya принять участие в его концерте во Дворце республики (аудитория 1700 человек).
Июль. Coldünya, как номинант на Независимую национальную премию «Гранд», учрежденную радиостанцией Azad Azerbaijan и телекомпанией АВА, принимает участие в фестивале «Золотой микрофон».
Октябрь. Группа принимает участие в московском фестивале «За мир на Кавказе», проводимом под эгидой консолидационного движения «Рок-держава».
«Мы выступали в Москве три года назад на фестивале Рок-держава и поняли одну вещь: невозможно вариться в собственном соку, даже если это хороший сок».
2001
Январь—май: при поддержке местного фонда Сороса Теймур Надир создает интернет-проект «Рок в Азербайджане».
В декабре начинается работа над третьим альбомом группы — «Mektub».
2002
Январь—июль: на студии Sultan Records проходит запись альбома «Mektub».
Май: Coldünya признается лучшей рок-группой страны, ей вручается премия "Алтун Нар".
Октябрь: концерты в Стамбуле, Тель-Авиве и Иерусалиме. Очень теплый прием.
2003
Группа снимает клип на песню «Раскрой свои маленькие крылья» (в видеоряде использованы записи выступлений группы за 10 лет).
Май. Теймур Надир представляет новый альбом Coldünya московским продюсерам и прессе. Первые восторженные рецензии.
15 мая. В Бакинском кафедральном соборе проходит совместный концерт Coldünya с известным певцом Алимом Гасымовым и камерным оркестром. На конец года запланирована премьера большой совместной программы.
Источники творчества
В своем творчестве группа аккумулирует самые разные источники, из которых главным, конечно же, является музыка Азербайджана. Претворяя широчайший спектр национальных традиций — от такой древней формы народно-профессиональной музыкальной культуры, как мугам, до современной композиторской школы, Coldünya органично сочетает их с лучшими достижениями рок-музыки. Если ранние работы группы тяготели к сложному, «закрученному» арт-року, ярким примером чего является композиция «Волшебник» (представьте себе Van Der Graaf Generator, но только с азербайджанским колоритом), то в своем третьем альбоме «Mektub» музыканты, продолжая использовать средства арт-рока, демонстрируют, что им подвластен и хард-рок, блюз, и фанк, и даже рэп! Впрочем, подход к музыке у Coldünya продолжает оставаться истинно прогрессивным, а объединяющим началом, как и прежде, служит этническая основа. Более глубоко проникнуть в музыку Coldünya можно, узнав чуть подробнее об источниках их вдохновения.
1) Народная музыка Азербайджана.
«На меня очень сильно повлияла народная музыка. Я до мозга костей азербайджанец. Народная музыка — это то, что сопровождает нас всю жизнь. Когда в азербайджанской семье рождается ребёнок, мать поёт ему колыбельную на основе мугама сегях. Когда человек умирает, его провожают в последний путь и тоже поют на основе мугама сегях. Когда человек женится, ему тоже поют песни на основе мугама сегях. Это вечный плач, но плач любовный. Сейчас я слушаю старые виниловые пластинки с архивными записями мугамов. Это то, что меня вдохновляет. Представьте себе — только тар, кеманча и голос. Но там такой драйв, которого в рок-музыке не бывает».
Наша справка: Мугам — разновидность практики музицирования в культурах Ближнего и Среднего Востока:
- общее название ладов азербайджанской музыки (7 основных: раст, шур, сегях, чаргях, баяти-шираз, хумаюн, шуштер);
- жанр азербайджанской народно-профессиональной музыки, для которого характерны импровизационный тип ладово-мелодического развития на основе определенного мугама-лада и свободная метроритмическая организация.
Поэтическими текстами мугамов являются газели классиков восточной литературы — Низами, Физули, Вагифа и др., а также современные лирические стихи (источник: Музыкальный энциклопедический словарь, М., 1990).
В своем творчестве Coldünya использует ладово-мелодические структуры мугамов (например, композиция «Шур» основана на одноименном ладу), типичную для музыки Востока микрохроматику (интервалы менее полутона), свободные мелодико-ритмические построения (подражания импровизациям в мугамах). В аранжировках представлены народные инструменты: тар (струнный щипковый инструмент с 8-образным корпусом), кеманча (струнный смычковый инструмент со сферическим корпусом и ножкой для опоры), даф (деревянный ударный инструмент типа бубна) и др. Coldünya приглашают к сотрудничеству народные ансамбли: например, в песне «Зейнаб» ансамбль народных инструментов как бы перебивает рок-группу, заставляя еЁ повторять свой мотив (интересно, что это не «нарезка» из сэмплов, а сделанная в реальном времени и едином пространстве запись двух коллективов).
2) Академическая музыка Азербайджана и стран Востока
«Азербайджанская академическая музыка — очень важный источник влияния. Это Султан Гаджибеков, Фикрет Амиров с его «1001 ночью», Кара Караев, которого я вообще считаю одним из самых великих композиторов, недавно переслушал все его произведения. Также с большой любовью отношусь к Араму Хачатуряну — и здесь момент национальности роли уже не играет. Кроме того, мне очень нравится индийская, персидская культура».
3) Русская классическая музыка и литература
«То, что мы придерживаемся своих этнических корней, не значит, что мы отвергаем элементы других культур. На меня в свое время большое влияние оказала русская литература и музыка. До сих пор я, общаясь с друзьями, коллегами, советую начинать с русской классики. Независимо от того, что мы де-юре 12 лет живем врозь, де-факто это не так. Связи существуют. Даже на альбоме «Mektub» есть русская музыка. Мои любимые композиторы — Чайковский, Мусоргский, Стравинский (особенно «Весна священная»), Скрябин, Прокофьев, Рахманинов, Шостакович. Очень уважаю Шнитке. Из писателей, помимо Пушкина и Достоевского, невозможно не упомянуть Льва Толстого, Чехова, Булгакова, Бунина, Платонова».
4) Рок
«Если вы спросите о роке, я отвечу: прежде всего Beatles. Всё началось, когда нам было по 14-15 лет. Beatles, на мой взгляд — это правильная точка отсчёта в создании ценностной шкалы. Люблю Led Zeppelin, а Deep Purple для меня слишком схематичны. Помню, как мы тащились от Пейджевских запилов, и высшей похвалой для нас тогда почему-то было слово «ишак»: «Слушай, какое тут соло Пейдж играет, вот ишак!». Очень люблю классический арт-рок — Genesis, Yes, ELP, King Crimson, Gentle Giant. А еще — Джими Хендрикса, Стинга, Queen, Velvet Underground — миллион команд. Всё это продавалось на нашем маленьком Арбате».
5) Мировая культура
«Мои любимые современные писатели — Борхес, Маркес, Кафка, Джойс, Селинджер. Очень нравится эпоха французского символизма — Артур Рембо, Бодлер, Верлен. То же и в живописи. Из зарубежных композиторов — Григ, его влияние вы можете услышать в песне «Счастливые деньки». Как ни странно на первый взгляд, норвежская народная музыка внутренне очень близка азербайджанской».
Миссия
Предназначение группы, её цель зашифрованы в её необычном названии. Сочетание английского cold (холод) и тюркского dünya (духовный мир) можно понимать и как синтез двух культур, и как (совсем по Аристотелю) баланс между разумом (cold) и чувствами (dünya), и как образ холодного мира, который музыканты пытаются растопить своей горячей музыкой.
Группа Coldünya поёт только на азербайджанском языке. Такова её принципиальная позиция. Не станет ли это препятствием к пониманию их творчества российской аудиторией? Теймур Надир признает: да, сложности возможны. Но он надеется, что музыка Coldünya говорит не меньше, чем слова. А темы и проблемы, о которых поёт Coldünya, близки и понятны не только азербайджанской, но и российской молодёжи.
«У каждого артиста, художника должна быть своя миссия. Когда русский музыкант поёт на английском, чтобы заработать деньги или продвинуться на Запад, это начинает попахивать фальшью. Нас понимают не только в Азербайджане, но и в Турции, и других странах, у нас большая нация. Турция — тоже наш рынок, если говорить о коммерции. Но там нет творческого подъема. Там всё хорошо. Даже если там случится обвал местной валюты, это на жизнь сильно не повлияет. Страна сытая. Как говорил Кафка, в стране, в которой всё хорошо, люди занимаются разведением цветов, а в стране, в которой миллион проблем, одни люди выходят на баррикады, другие сочиняют песни. Наша миссия в этом и состоит, хотя мы не проповедуем никаких политических взглядов. Но какое-то слово музыкант, поэт, художник должен сказать. Если ты работаешь на власть, ты погиб как художник».
Большую обеспокоенность Надира вызывает тот факт, что в его стране вымирает интеллигенция. «Лучшие представители азербайджанской элиты, интеллигенции сейчас за рубежом. Все разъехались после событий десятилетней давности. Это напоминает то, что было в России в 1918 году. Мы начинаем терять тот пласт людей у себя в стране, для которых музыка что-то значит. Когда кандидат наук идет на базар продавать картошку или раздает на улице рекламные листки — это ужасно. И ты понимаешь, что ничего не можешь сделать… Хотя если хотя бы один человек в течение 10 лет получил положительные эмоции от нашей музыки — я считаю, что наше дело сделано. А я знаю, что это не один человек».
Об экономико-политической ситуации в родном Азербайджане Надир тоже не может говорить без волнения: «Да, сейчас у нас уже не так беспокойно, как 8—9 лет назад. Но всё-таки за пределами Баку жизнь далека от цивилизации. В деревнях нет света, радио и телевидение работают с перебоями. Грязь, неустроенность… Мы много ездили с концертами по районам, много повидали. Надеемся, что можем сделать хоть что-то своими песнями, акциями».
На вопрос «Каково современное состояние рока в Азербайджане?», Теймур отвечает: «Азербайджанского рока сейчас нет». Словам Надира приходится верить, ведь он специально занимался изучением истории азербайджанского рока, помогал в качестве консультанта в создании нескольких радио- и телепередач. Сегодня рок-движение в Азербайджане вымирает — негде выступать, нет клубов, денег на записи, нет концертной жизни как таковой — этой питательной среды для формирования и роста талантов. Coldünya выступает перед большими аудиториями — но довольно редко, в основном на больших бесплатных концертах при спонсорстве международных фондов, Британского совета и т. д. Пытаясь изменить ситуацию, Coldünya, как «старший товарищ», занимается поддержкой молодых команд. При помощи местного фонда Сороса в 2000 году Теймур Надир и его друзья создали интернет-проект «Рок в Азербайджане» (www.azerirock.aznet.org). Проект выпускает сборники с записями молодых бакинских команд, занимается историческими изысканиями. На сайте выложены биографии команд, фото, музыка; дело за регулярными обновлениями.
Письмо
Альбом «Mektub» («Письмо») — послание всем поклонникам, как уже имеющимся, так и тем, которые обязательно появятся в будущем. «Мы хотели поддержать наших поклонников и рассказать о том, что мы сделали. Росли, росли и доросли». Но главный пафос послания «Колдуньи» — это призыв заглянуть в свой внутренний мир и понять собственное предназначение. В музыке заложена необычайная духовная сила и красота.
«У меня были периоды, когда я музыку вообще бросал. Полтора года ей не занимался. Как вышел из кризиса? Влюбился, женился, жена родила мне ребёнка. Кстати, моя жена — моя первая поклонница. Она меня увидела на концерте и влюбилась. Познакомились мы только через два года, еще через три поженились. Она художник, занимается дизайном. Именно она делала дизайн альбома «Мектуб», хотя в конечном издании дизайн получился не таким, как задумывался».
Большинство композиций на альбоме принадлежит перу Теймура. Впрочем, в репертуаре группы присутствуют вещи, сочиненные каждым из участников. Тексты пишет тот, кто и музыку. Это тоже принцип. «Если ты пишешь музыку, ты должен чувствовать и образ. А вообще, мы не музыканты по большому счету, мы актеры. Состояние игры на сцене, работы со звуком — это нечто иное, чем просто исполнение произведения. Тут нет такого — тебе принесли ноты, ты взял и сыграл. Важно внутреннее состояние. Хотя, конечно, если мне принесут ноты, я могу взять и сыграть».
«Mektub» — альбом, заряженный энергией, захватывающий с первой же минуты звучания и затем заставляющий возвращаться к прослушиванию снова и снова, чтобы разобраться в деталях. Музыка настолько колоритная и оригинальная, что от нее невозможно оторваться, как невозможно оторваться от созерцания полотен Гогена или южного пейзажа. Динамичные жанровые сцены чередуются с чарующими моментами лирики и философского отстранения. Каждая песня — в своем стиле, в каждой можно уловить хитровплетенные в оригинальную музыкальную ткань цитаты или просто моменты стилизации — вот за наигрышем народных струнных «врубается» рифф а-ля Sabbath, вот в голосе Теймура прорезаются хэммилловские нотки… Но это — всего лишь дополнительные блики в самобытном, по-восточному ярком, насыщенном красками звуковом полотне, приковывающем внимание своими сочными мелодиями, искристыми ритмами и поистине роскошными аранжировками, запечатлевшими руку настоящего мастера. А сама музыка, как уже говорилось — ступень к постижению вечности, духовному совершенствованию и мудрости.
Теймур Надир о песнях с альбома «Mektub» (+ комментарии от автора пресс-релиза)
«Зейнаб» — социальная вещь, по концепции чем-то похожая на «She’s leaving Home».
В песне затрагивается тема города и деревни. Девушка Зейнаб тоже хочет нормально жить. Когда в доме у родителей работает телевизор, она видит то, чего нет в её мире, птичьем дворе. Она ломает традиции своей семьи и убегает в город. А чем она там будет заниматься — ни образования, ни подготовки… Она становится танцовщицей, хотя в понятии нашего народа, если ты исполняешь в кабаке танец живота, ты падшая женщина».
Яркая насыщенная картина, в которой перипетии сюжета иллюстрируются звукоизобразительными элементами, а «высказывания» рок-группы перебиваются наигрышами народного ансамбля.
«»Шур» — лад азербайджанской музыки. А вообще в переводе с азербайджанского «шур» означает «экстаз». В данном контексте это экстаз духовный — от осознания себя «белой вороной», «атомом Пустоты в Вечной Пустыне» (по Дао). Это песня о белой вороне — человеке, который смотрит на мир другими глазами. Его осыпают тумаками, обзывают его и высмеивают, но он счастлив. Потому что если он будет таким, как все, он потеряет свой внутренний стержень. Там есть такие слова: «Снова один сумасшедший решил подняться в небо, не одевая короны». Этот образ позаимствован у нашего поэта Мирза Алекпер Сабира».
Звучащая в начале «забытая мелодия для флейты» разворачивается в горделивую и свободную тему, основанную на широких вокальных интонациях и выдержанную в ритме вальса.
«Расправь свои маленькие крылья» — посвящение моему сыну. Когда он родился, я написал эту песню».
Симфоническая баллада, насыщенная непрерывным развитием: от спокойно-идиллического изложения темы в начале к «тяжелому» драйву в конце — почти как у Metallica.
«Счастливые деньки» — наша рок-н-ролльная юность, когда мы довольствовались одним кагором, чтобы поддержать себя и выйти на сцену. Первые чувства, любовь, первые разочарования… В музыке лично я слышу отголоски Грига, который мне очень нравится».
А можно услышать и Мусоргского, и Бородина, и Прокофьева, и ELP — спокойная и размеренная тема у клавишных звучит ясно и призывно, и даже следующие за ней «хэммилизмы» в вокале не могут перебить её светлого духа.
«Сексуальный напиток готов» — пародия на хард-рок 70-х».
Начало а-ля акустические вещи Led Zeppelin — основная часть а-ля «боевики» Deep Purple, но только с национальным колоритом. «Неприличности» в тексте завуалированы «бипами», однако женские стоны ничем не заглушишь!
«»Любовь» — посвящение жене. Фортепиано — мужское начало, флейта — женское».
Инструментальный дуэт, страстный и нежный, насыщенный пряными интонациями и причудливыми трелями.
«Китайский 99» — эту вещь написал наш барабанщик. «Китайский 99» — это такая культовая компьютерная игра. Самир читал рэп, а я только кое-где подпел».
Забористый рэп-фанк в лучших традициях Red Hot Chili Peppers. Слэпующий бас, диалог двух голосов. Про футбол.
«Всеуничтожающая сила» — эту песню написал наш басист Айдын. Это протест против того, что нас окружает. Там есть строчка, в которой мы, не стесняясь в выражениях, высказали все, что думаем о нашем президенте. Мы не боимся — максимум, нас посадят. Шутка, конечно. Вообще-то мы позволяем себе быть смелыми в текстах. Например, в нашем старом хите «Волшебник» слова очень дерзкие с точки зрения канонической культуры. Мы использовали притчу Насими, который считался пророком. Здесь есть момент сравнения человека с Богом, что для традиционной исламской культуры — ересь. Но мы всегда можем сослаться на первоисточник и сказать: „Вы что, Насими не читали?“»
Мощный электроблюз с гармошкой, «правильными» гитарными соло и язвительными нотами в вокале.
«Всем спасибо» — написал мой брат Ровшан. Это как раз момент благодарности всем, кто помогал и поддерживал нас все эти годы».
Полуакустическая инструментальная баллада, благородная и просветленная.
«Последнее письмо» — переход в другое состояние. Момент физической смерти, но душа вечна. Музыка говорит здесь больше, чем слова».
Прекрасный образец этно-арт-рока. Переход от возвышенной философской лирики к экстазу и катарсису свершают рок-группа и скрипки. Несколько прощальных слов, а за ними…
Расправь свои крылья
Сегодня в сотрудничестве с известным азербайджанским народным музыкантом Алимом Гасымовым Coldünya осуществляет проект, у которого есть все шансы выйти на международный уровень. В проекте также участвует Азербайджанский государственный камерный оркестр имени Кара Караева и народный ансамбль. Несколько композиций из программы уже были представлены публике 15 мая 2003 года в Бакинском кафедральном соборе.
Алим Гасымов — феномен азербайджанской музыки, поднявший национальное искусство на невероятную высоту, сделавший мугам интернациональной музыкой. «Алим — космический человек. Он очень известен на Западе, имеет контракты с ведущими лейблами, дружит с японским виолончелистом Йойомой, Стингом. Возвращаясь к Кафке: несмотря на то, что у Алима квартира, дача, холодильник забит, он до сих пор голодный. Он находится в поиске. Алим как мальчишка прибегает на репетиции, просит, чтобы ему показали пару аккордов на гитаре. Мы не хотим использовать этот проект как стартовый плацдарм, нам просто интересно работать. В своем проекте мы хотим совместить архаику и XXI век», — говорит основной автор музыки к проекту Теймур Надир.
Сейчас главной задачей группы является запись совместного материала для издания диска. Над этим и идет работа. Большая премьера совместной программы намечена на конец 2003 года. Ну а нам остается только пожелать Coldünya осуществления всех планов, признания не только в родном Азербайджане, но и в России и в других странах. И главное — того, чтобы её высокий творческий полет не прерывался. Ведь групп, способных растопить своей музыкой этот холодный мир, не так уж много. Coldünya — одна из них.
Подготовила Елена Савицкая, кандидат искусствоведения